Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.
Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)
Подъем 7.00.
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
Утренний завтрак 7.30-7.50.
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15
Занятия в школе 8.30-13.30
Горячий завтрак в школе около 9.15
Обед 13.00-13.30.
Послеобеденный отдых 13.30-14.30
Приготовление домашних заданий 14.30-16.00.
Полдник 16.00-16.30
Приготовление домашних заданий, помощь по дому 16.30-17.30.
Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
Приготовление ко сну 21.00-21.30.
Сон 22.00-7.00.
Нормы сна
Следите за тем, чтобы ребенок отправлялся ко сну не позже 22 часов. Подсчитано, чтобы проснуться радостным и полным сил, школьнику требуется 9–10 часов сна, это самым лучшим образом сказывается на мозге и его готовности впитывать новые знания.
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (примерно на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряженной умственной деятельности. Ведь при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:
- Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.
- Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).
- Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
- Кровать у ребенка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов.
Отдых
Кроме сна, существует и другой вид отдыха, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим. Переход от умственной работы к физической дает отдых ранее работавшим клеткам головного мозга и заставляет работать ранее отдыхавшие.
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребенка и прогулкам на свежем воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.
Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.
Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака; после окончания занятий; после обеда перед приготовлением домашних заданий и перед сном. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.
Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.
Грамотно организованный режим дня школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.