Чтобы не стать жертвой недобросовестной компании, перед заключением договора потребителю стоит ознакомиться с отзывами о компании в интернете. Если у компании есть сайт – изучить размещенную на нем информацию (есть ли на сайте наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги, юридический адрес, режим его работы).
Необходимо помнить, что при заключении договора на оказание бытовых услуг с физическим лицом (например, по объявлениям, распространяемым через почтовые ящики или расклеенным на входных группах подъездов – «частный мастер Андрей, живу рядом, приеду быстро…») предъявить требования в случае оказания услуг ненадлежащего качества, нарушения сроков оказания услуг и пр. может быть довольно затруднительно.
После ознакомления потребителя с содержанием, стоимостью, порядком оказания услуг заключается Договор об оказании услуг (выполнении работ). Договор оформляется в письменной форме в виде квитанции или другого документа. Один экземпляр договора выдается потребителю. Если услуга выполняется в присутствии потребителя, договор может оформляться в виде кассового чека, билета и др.
При заключении договора требуется внимательно ознакомиться с информацией, внесенной в договор, – об исполнителе, о составе услуг, о цене и сроках оказания услуг. Не подписывайте договор, если в нем есть неясности и противоречия, в том числе с устными заверениями специалиста компании. Попросите подтвердить слова конкретными пунктами договора. Не доверяйте заверениям, что форма договора является типовой и не подлежит изменению. Помните, что любые предоставляемые исполнителем услуги и гарантии должны быть отражены в договоре.
Оплата оказываемых потребителю услуг может быть произведена потребителем после принятия работы.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем.
Действующее законодательство не предусматривает оплату неоказанных услуг. Потребитель имеет право не подписывать акт, подтверждающий оказание услуг и отсутствие претензий к их качеству, до их фактического оказания. При возникновении претензий к качеству, срокам оказания услуг необходимо отразить эту информацию в акте или подав отдельную претензию.
Законом предусмотрено право потребителя на односторонний отказ от договора:
- в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору» (ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»);
- в случае нарушения права потребителя на необходимую информацию об услуге (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»);
- в случае нарушения сроков оказания услуг, выполнения работ (ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»);
- если в установленный договором срок недостатки услуг не устранены; в связи с существенными недостатками услуги; иными существенными отступлениями от условий договора (ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»).
В случае возникновения гражданско-правовых (имущественных) споров между потребителем и исполнителем (в том числе, о ненадлежащем исполнении условий договора, об отказе в возврате денежных средств и пр.) наступает гражданско-правовая (имущественная) ответственность исполнителя перед потребителем. Разрешение таких споров возможно либо в добровольном порядке (направив претензию исполнителю), либо в судебном порядке.